Настоятель храма принял участие в архиерейском богослужении в Храме Христа Спасителя

14 января, в день праздника Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого настоятель храма св. Андрея Боголюбского на Волжском г. Москвы принял участие в архиерейской Литургии в Кафедральном Храме Христа Спасителя. Возглавил богослужение митрополит Истринский Арсений, Первый викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Ему сослужили ключарь Собора протоиерей Михаил Рязанцев, клирики Собора и новорукоположенные священнослужители из других приходов столицы.

На Запричастном стихе иерей Кирилл Краев произнес проповедь, посвященную празднику Обрезания Господня.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, возлюбленные братья и сестры, мы чтим великий праздник – Обрезание Господне. Обрезание было одним из важнейших установлений Ветхого Завета. Заповедь об обрезании была дана праотцу Аврааму (Быт. 17, 10-11). Необходимость этого обычая была подтверждена Богом и через пророка Моисея.

В чем был смысл этого обычая?

Во-первых, через обрезание человек вступал в Завет с Богом. Завет в данном случае обозначает договор или союз. Проливая свою кровь, человек скреплял невидимый союз с Богом.

Во-вторых, обрезываясь, человек навсегда мог иметь видимый и ощутимый знак, подтверждающий, что он связан с Богом. Это нужно было самому человеку. Ведь нам свойственно забывать о Боге, Его заповедях.

В-третьих, духовным значением этого обряда являлось отсечение плотских похотей. Действительно, какой может быть союз с Богом, если человек не будет отсекать от себя вожделения плоти, отсекать все то, что мешает нашему единству с Богом? Похоти плоти есть некий нарост на естественной человеческой потребности. Похоти или страсти – это нечто лишнее, нечто мешающее, похоти не есть необходимость для человека. Наоборот они вредны, они опасны, они лишают нас связи с Богом.

И наконец, в-четвертых, как учит нас Святая Церковь, ветхозаветное обрезание было прообразом, то есть неким символом, предзнаменованием, предтечей новозаветного Таинства Крещения.

Теперь мы ответим на вопрос, зачем Господу нашему Иисусу Христу нужно было допустить совершение этого обряда над Самим Собой? Чтобы исполнить Закон, данный Богом Моисеем. По той же причине Господь соблюдает все обряды этого Закона – например, на 40-й день Его принесли в Храм Иерусалимский. Но почему Иисус Христос исполняет Закон, который был дан Им для людей? В первую очередь, по Своему великому смирению! Нам сегодня вновь и вновь открывается, Какой же наш Бог смиренный! В песнопении праздника сказано «Всех Господь обрезание терпит», то есть Наш Господь претерпевает этот обряд, допускает его, смиряется. Как это можно себе представить? Маленький Спаситель проливает Свою Кровь, мучается, терпит боль и неудобства, ради чего? Ради нашего спасения. В чем спасение? В смирении и послушании Богу, спасение возможно через жертву, через связь с Богом, через единство с Ним. Спаситель принимает обрезание, чтобы мы помнили о том, что мы связаны с Богом.

Разумеется, в Новом Завете Господь отменил необходимость обрезания для человека. Но взамен обрезания Он дал нам нечто другое, а именно – благодатное Таинство Крещения. Теперь через Крещение мы вступаем в союз с Богом, в Новый Завет. Но правила остаются теми же – скрепляем мы этот союз Кровью Христовой! Именно поэтому для всех крещенных людей так необходимо таинство Святого Причастия, Таинство Тела и Крови Христовой. Для некрещенных Причастие тоже необходимо, но только после принятия Таинства Крещения. Крещение так же, как и обрезание побуждает человека отсекать похоти и страсти. Но Таинство Крещения – это уже не символ, это реальное соединение человека с Богом через Его благодать. Как обрезание в Ветхом Завете вело к новозаветному Крещению, так и нас праздник Обрезания Господня ведет к празднику Крещения Господня.

Кроме того, праздник Обрезания есть верное доказательство того, что Сын Божий действительно воплотился, как мы поем в Символе веры, «вочеловечился». Если Сын Божий не воплотился, то как принял обрезание? Некоторые еретики отвергали реальность Боговоплощения. и в этом их обличала Церковь. Обличал их и святитель Василий Великий, память которого мы сегодня тоже празднуем. Поэтому этот великий святой сегодня торжествует с нами, невидимо прославляя Воплотившегося Сына Божия!

Сегодняшний день побуждает нас, братья и сестры, помнить о своем Завете с Богом, помнить о том, что единство с Богом есть залог нашего спасения. Будем отсекать с помощью Божией наши похоти и страсти, чтобы ничто не нарушало это единство. И конечно, не лишним нам вспомнить об этом в святочные дни. Ведь мы с вами постились, говели, смирялись, терпели вовсе не для того, чтобы потом разрушать плоды наших трудов невоздержанием, возвращаясь к тому же, от чего пришли. Будем в эти дни чаще причащаться, ведь тем, кто соблюдал Рождественский пост, и поститься перед Причастием не обязательно, а только прочитать молитвенное правило. Ведь Причастие восстанавливает утерянное единство со Христом.

Пусть в этом поможет нам Господь молитвами святителя Василия Великого и всех святых. Аминь.

Просмотры (137)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *