ИНТЕРВЬЮ с настоятелем храма иереем Кириллом Краевым

На нашем сайте появляется новый тип публикаций — интервью: через беседы с нашими священнослужителями, сотрудниками храма и прихожанами мы постараемся поднимать для обсуждения интересные темы, с разных сторон освящать происходящие события, знакомить наших читателей с жизнью и деятельностью прихода с необычного ракурса.

Первое интервью будет с настоятелем храма — иереем Кириллом Краевым: мы поговорили с отцом Кириллом о времени появления первого нашего деревянного храма и о тех изменениях, которые коснулись нашего прихода в последние 2-2,5 года в связи с постройкой нового храмового комплекса.

Предлагаем и нашим читателям вспомнить вместе с нами о том периоде, когда храмовая жизнь на нашем приходе только начиналась и как она стремительно стала меняться в последующие годы, когда можно было воочию наблюдать все этапы большого строительства.

— Отец Кирилл, расскажите: откуда появился самый первый — временный деревянный храм?

— Временный деревянный храм был возведен на участке в 2015 году, но еще в августе 2014 года мы отслужили молебен на начало строительства храма — на котором тогда присутствовал благочинный Петропавловского церковного округа архимандрит Алексий (Вылажанин). Правда, из-за организационных трудностей строители вышли на площадку лишь в октябре месяце. Храм удалось построить к началу января следующего, 2015 года, и мы смогли провести первое богослужение уже 7 января, на Рождество Христово. После этого храм еще в течение нескольких месяцев благоустраивался, достраивался, ремонтировался и, наконец, приобрел свой окончательный вид.

— А откуда брались средства на постройку первого храма?

— Пожертвования на строительство деревянного храма были получены от наших первых прихожан и некоторых организаций, которые помогли нам в строительстве и перечислили необходимые денежные средства. В процентном отношении половина суммы на строительство деревянного храма было пожертвовано организациями, а половина – нашими уважаемыми прихожанами.

— Удалось ли создать необходимые условия для нормальной приходской жизни при нем?

— Да, постепенно при деревянном храме создавались условия для полноценной приходской жизни. Сначала появилась воскресная школа. Ее стали возводить осенью 2015 года, и уже с 6 декабря тогда начались первые занятия для детей. Для этого было построено двухэтажное модульное здание из четырех объединенных бытовок — оно было отапливаемое, оборудованное всем необходимым для проведения занятий. Отдельно была сделана добротная металлическая лестница.

— Оказывал ли кто-нибудь помощь в создании школы, закупке необходимого оборудования?

— Да, разумеется. Помогли наши прихожане – на их средства и было построено первое здание нашей приходской школы. Парты пожертвовали нам местные общеобразовательные школы. И некоторое оборудование помогли приобрести родители тех детей, кто первыми пришли на занятия в новооткрытую школу. Было два помещения по 30 кв.м. – и, хочу заметить, таких условий не было ни у одной приходской школы из числа ближайших к нам храмов!

— Думаю, многие помнят это здание школы, стоявшее практически на углу Волжского бульвара и Волгоградского проспекта. Но куда оно делось? Его просто разобрали?

— Это модульное здание просуществовало несколько лет и было разобрано при окончании строительства храмового комплекса в 2019 году. Но затем оно было передано безвозмездно храму св. мучеников Анатолия и Протолеона в Марьино (парк им. Артема Боровика). Единственное, мы оставили себе оборудование прежней школы.

— А что еще появилось на прихрамовой территории, помимо воскресной школы?

— После воскресной школы появилась трапезная, потом она расширилась за счет дополнительного помещения. Потом над трапезной появилась небольшая ризница с кабинетом настоятеля, а уже после этого появились складское помещение и колокольня, размещенная на крыше бытовки со складом. Таким образом, еще до строительства большого храма наша деревянная церковь была обеспечена всем необходимым.

— А куда пропал деревянный храм после того, как его разобрали?

— Временный деревянный храм разобрали в июне 2020 года и, по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Егорьевского Матфея, управляющего Юго-Восточным викариатством, перевезли в Северо-Восточный административный округ. Владыка Матфей является управляющим двух викариатств — Юго-Восточного и Северо-Восточного, и вот поэтому он помог перевезти его в другое викариатство. Сейчас это приход блж. Ксении Петербуржской – к 12 июля 2020 года храм уже был частично собран на новом месте в СВАО, и в нем прошло первое богослужение – таким образом, уже 1,5 года в деревянном храме совершаются церковные службы уже на новом месте. Рядом с ним строится новый каменный храм, как в свое время было у нас. Новый адрес нашего деревянного храма – ул. Березовая аллея, владение 10.

— Известно, что большой новый храм строился по специальной программе строительства — что это за программа?

— Большой храм строился у нас по программе известной как «Программа 200 храмов». Но со временем это название поменялось, потому что количество построенных каменных и деревянных храмов, в том числе планируемых к постройке, уже давно шагнуло за цифру 200. Поэтому сейчас эта программа называется «Программой строительства православных храмов в городе Москве». Программа является совместным проектом Русской Православной Церкви и Правительства города Москвы.

— Необходимость строительства храма именно на этом месте, где находится сейчас храм, чем-то обосновывалась?

— Москва, по исследованиям 2010 года, оказалась самым малообеспеченным городом России по количеству храмов на душу населения. Получается, что во многих городах имеется один храм примерно на 30-40 тысяч населения, а в Москве, конкретно в нашем районе на более чем 100 тысяч человек не было ни одного православного храма! Сейчас в Текстильщиках два храма – наш и храм прп. Александра Свирского в Грайворонове.

— А были ли какие-то особенности в организации самого строительства нового храма в связи с тем, что он возводился по Программе строительства храмов?

— Особенностью в организации строительства являлось то, что не только приход участвовал в постройке храма — были привлечены и крупные благотворители, пожелавшие оказать финансовую помощь. В нашем случае основным благотворителем стала крупная фирма ПАО «ГМК «Норильский никель». Владимир Потанин по просьбе куратора программы строительства храмов В.И. Ресина согласился профинансировать строительство нашего храма. Особенностью самой программы является и то, что приходу оказывается помощь на всех этапах строительства, начиная от оформления земельного участка под строительство до сдачи этого храма в эксплуатацию и передачи его в пользование, в собственность прихода.

— Если представить то, сколько сейчас в Москве возводится храмов, и то, что это стало возможно благодаря одной специальной программе строительства — можно же сказать о том, что мы сталкиваемся здесь с чем-то действительно необычным?

— Без стеснения можно сказать, что это уникальный случай, когда в таком масштабе возводятся храмы – Программа действительно не имеет аналогов в мировой истории. И храмы строятся сейчас даже быстрее, чем они разрушались в XX веке. На данный момент в Москве построено уже более 80 храмов — и они действуют! В них совершаются богослужения, практически все из них освящены. Деревянных храмов возведено уже около 150, и запланировано строительство еще нескольких десятков храмов.

— Почему было решено освятить храм в честь святого благоверного князя Андрея Боголюбского?

— Наш храм освящен в честь святого князя Андрея Боголюбского не случайно — ведь, он вместе со своим отцом великим князем Юрием Долгоруким участвовал в закладке Москвы. Известно, что первое упоминание о Москве относится ко времени жизни святого князя Андрея, и конкретно – на время того, как его отец княжил в Киеве. В честь князя Андрея в нашей стране практически нет храмов. В 2014 году отмечали одну из юбилейных дат – с момента его мученической кончины. Одним из прозвучавших тогда предложений как раз и было предложение построить в его честь храм на территории Москвы. Указом Святейшего Патриарха Кирилла в этом же году было учреждено Патриаршее подворье на выделенном при пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара участке, где сейчас и стоит наш новый храм.

— Когда состоялось освящение нового храма?

— Освящение нового храма состоялось 15 декабря 2019 года – это было грандиозное событие! Так как Святейший Патриарх Кирилл лично возглавляет дело строительства храмов в Москве, он часто сам освящает новопостроенные по этой  программе храмы. Помимо Святейшего Патриарха в освящении храма принимали участие четыре архиерея – это митрополит Саратовский Игнатий, который возглавлял тогда Финансово-хозяйственное управление, курировавшее строительство нашего храма, митрополит Воскресенский Дионисий, архиепископ Егорьевский Матфей и епископ Сергиево-Посадский Фома. Освящение храма прошло при большом стечении людей – присутствовало около 800 человек.

 — Такое событие, наверняка останется в памяти прихожан надолго…

— Для всех нас это было важное событие и в той части, что не на всех приходах Москвы бывает Святейший Патриарх. И теперь наш храм этим очень гордится и благодарит Его Святейшество за оказанное внимание и заботу о строительстве храма. Мы понимаем, что такое событие не состоялось бы без серьезного вклада наших благотворителей и всех потрудившихся на стадиях проектирования и строительства храма. За участие в строительстве были вручены награды представителям фирмы «Норильский никель», которые профинансировали строительство не только храма, но и дома причта, оплатили подключение всех необходимых коммуникаций. Такие большие средства собрать народными силами в столь короткие сроки было бы просто невозможно! Мы благодарны и В.И. Ресину за его ходатайство о том, чтобы за строительство нашего храма взялись такие серьезные благотворители – мы молимся об их здравии и спасении. Сколько будет стоять наш храм – столько будут поминать перед Богом наших благотворителей, и пока они живы, и после их кончины.

— Новый храм заметно больше предыдущего – это позволяет присутствовать на богослужениях большему числу людей. Какие еще возможности появились при открытии нового храма?

— Действительно наш новый храм больше предыдущего. Деревянный храм был рассчитан на 75 человек, но, фактически, в него входило до двух сотен (как это было у нас на один из праздников Рождества Христова). И еще оставалось место, где можно было бы встать. Новый храм рассчитан уже на 500 человек, но может поместиться и больше тысячи человек. Еще следует принять во внимание то, что наш храм трехпредельный, трехпрестольный — в перспективе в нашем храме в один день может совершаться до трех Божественных Литургий. Когда число прихожан заметно увеличится, то по выходным и по праздникам будут две, а то и три Литургии.

— А что бы Вы еще отметили из особенностей большого храма?

— Кроме перечисленного, при храме есть и большая колокольня, храм оснащен пандусом, чего не было в деревянной церкви. Инвалидом нелегко было заехать в него, а сейчас по первой просьбе охранник открывает главный вход в храм, и человек в инвалидной коляске может свободно заехать в наш храм, помолиться и приступить к Таинствам. В большом храме больше возможностей для всего!

— Наверное, следует также отметить то, что большой храм позволяет проводить особые, торжественные богослужения с большим скоплением народа?

 — В нашем храме регулярно проводятся архиерейские богослужения. В прошлом году на Святках в нашем храме служил управляющий Юго-Восточным викариатством г. Москвы Высокопреосвященный архиепископ Егорьевский Матфей в сослужении настоятелей храмов всего викариатства, то есть более 25-ти священнослужителей были одновременно на службе. Это очень большой масштаб – и алтарь, и храм позволяют нам проводить такие соборные, торжественные службы и мероприятия.

— Новый большой храм обращает на себя больше внимания местных жителей, чем это мог сделать временный маленький храм? 

— Большой храм видно издалека и колокольный звон разносится дальше. Наш храм является несомненной духовной доминантой и украшением района Текстильщики. Ну а кроме того, деревянный храм бы долго не мог простоять, и даже при систематическом ремонте совершать в нем богослужения можно было ограниченное число лет. А новый храм, мы надеемся, простоит до Второго Пришествия Христова.

— А возникли ли какие-то новые трудности в связи с началом служб в новом храме?

— Конечно же трудности были чисто бытового характера. Люди немножко скучали по деревянной церкви, где всё было маленькое, крошечное, но настоящее. Большой храм немножко смущает наших прихожан своими масштабами. Но на самом деле наш храм прихожане очень полюбили! Возникали трудности технического плана, если священник раньше, в малом храме, мог сам, при необходимости, и свет включить, и дверь открыть, и взять кадило, и сделать много еще чего другого. То сейчас для этого нужно заранее перемещаться в указанном направлении. Если вдруг с другого конца алтаря требуется принести что-то другое, если что-то забыли принести — то придется ходить дважды, а то и больше. А вообще, от себя могу заметить то, что службы стали торжественнее и величественнее.

— Храм имеет статус Патриаршего подворья – что это значит?

— Статус нашего подворья означает, что главным является сам Святейший Патриарх — наш приход напрямую подчиняется ему. И особенностью Патриаршего подворья является и то, что на нем не созывается Приходское собрание (как на других приходах). С благословения Его Святейшества делами подворья занимается его настоятель, который отвечает за его жизнь. И на самом деле статус Патриаршего подворья позволяет храму вести обширную деятельность в самых различных сферах. Устав Подворья предусматривает большое число возможностей для приходской деятельности, которые часто не имеют  обычные приходы.

— Благодарим Вас, отец Кирилл, за ответы на предложенные вопросы!

— Храни Вас Господь!

Интервью провел чтец Алексий Меркулов

Вы можете писать в комментариях к этой новости свои вопросы, на которые мы тоже постараемся ответить в следующих публикациях.

Просмотры (374)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *