Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшний воскресный день, братья и сестры, мы с вами удостоились слышать Божественное Евангелие, где Господь наш Иисус Христос рассказал очень важную притчу. Притча из уст Христа – это гораздо больше, чем простое иносказание. Нужно воспринимать ее так, словно всё происходило на самом деле. Итак, некий господин решил собрать долги с тех, кто у него занял. К нему привели должника, который имел долг в десять тысяч талантов — огромная сумма, которую он никак не мог отдать. И вот этот господин, хотя ему, конечно, пригодились бы эти деньги, воодушевившись и простив этого человека, сказал: «Я прощаю тебе долг».

А тот, получив такой несказанный дар, идет к своему должнику и пытается взыскать какие-то сто динариев — несоизмеримо меньшую сумму. Он сам ведь был в такой ситуации, когда не мог отдать долг! Он сам испытал на себе силу прощения! И вот, облагодатствованный господином, он не пожелал простить своего должника. Более того, он воспользовался законами того времени, и этого должника посадили в тюрьму до тех пор, пока он не отдаст весь долг. Но на земле есть правда. Когда мы видим беззакония, которые совершаются вокруг нас, это ещё не значит, что так будет всегда. Всё, что мы с вами видим в жизни плохого, необходимо предавать на Суд Божий, который состоится уже здесь, на земле, в своё время. Господь этой притчей показывает, что правда на земле есть, но явится она тогда, когда положено, а не тогда, когда нам хочется. И вот друзья того бедного должника, посаженного в темницу, пришли к господину и донесли о случившемся. Господин понял, как подло поступил его должник. Он призвал его и спросил о причинах его жестокого и несправедливого поступка. И упрёк, который звучит из уст этого господина, звучит и для нас: «Не надлежало ли и тебе простить своего должника?» Этот упрёк непрестанно обращён и к нам, потому что притча эта — о двойных стандартах: со мной поступайте так, а я буду с другими иначе. Но в этом нет ни истины, ни любви. А всё, что против любви, Господь осуждает.

Поэтому каждый из нас имеет немалые долги перед Богом. Это наши грехи. Когда мы ежедневно молимся словами молитвы «Отче наш», мы говорим: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Эти слова должны соответствовать нашей жизни. Господь ждёт, чтобы они воплощались в реальности. Человек проживает целую жизнь и совершает множество грехов. Грехи — это не убийство или когда украл миллион. Грехи — это и осуждение, и раздражение, и сквернословие, и зависть, и обман, и нечестные поступки, и нарушение целомудрия, и многое другое. За всю жизнь грехов накапливается бесчисленное множество. Когда мы приходим на исповедь, мы не можем перечислить всё. Мы называем лишь верхушку айсберга. Поэтому важно избегать крайностей. Не нужно после каждого греха записывать его, вести «отчёт» и превращать исповедь в бухгалтерию. Но и нельзя приходить на исповедь с фразой «во всем грешен», не понимая сути своих грехов. Христианский путь — это путь середины. Исповедь — это не отчёт перед Богом, а покаяние перед Ним. Мы согрешаем вновь и вновь, но важно каяться. Не каяться — это хуже, чем снова падать. Господь не потребует от нас невозможного, но спросит за то, что было в наших силах. И на суде Божием мы поймём: многое мы могли сделать, но не сделали. Один из таких посильных поступков — это прощение. Но мы часто годами помним обиды. Суд Божий уже начался и ещё состоится, поэтому нам остаётся прощать. Прощая других, мы делаем добро себе: у нас будет чем оправдаться на суде Божием.

Сейчас прощать в обществе не принято. Люди привыкли мстить и осуждать. Но мстить — это дьявольское дело. Даже если человек обидел нас, не нужно мстить, а нужно доверить суд Господу. Он всё устроит по Своей правде. Конечно, человеку легче осудить чужой грех, чем заметить свой. Но, помня эту притчу, нужно простить обидчика. Простить — это не значит забыть и подставлять себя снова. «Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет — тому два». Осторожность должна быть. Но она не мешает прощать.

В дни Успенского поста особенно важно расстаться с обидами. Даже если не получается простить от сердца, нужно хотя бы простить через усилие. Господь дополнит недостающее.

Прощение необходимо, потому что без него сердце закрывается для благодати. Душа становится как закрытый сосуд: благодать не может проникнуть внутрь. А только она исцеляет душу от греха. Господь хочет нас исцелить, но ждёт, чтобы мы сами простили ближнего. Конечно, нужно быть мудрыми. Например, если ребёнка обидели в школе, нельзя ему сразу говорить: «прости». Надо научить его сначала защищать себя, а потом учить прощению. Поэтому во всём нужна рассудительность.

Мы с вами, братья и сестры, должны учиться христианству всю жизнь. Самое страшное — это когда человек, много лет посещая храм, решает, что он уже всё знает. Такого человека научить невозможно. Мы же должны быть как открытые сосуды, готовые принимать благодать Божию. Пусть Господь поможет нам научиться истинному христианству, и тогда Он дарует нам спасение со всеми святыми в Царствии Небесном.

Аминь!

Просмотры (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *