Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали Евангельскую притчу, которую обычно называют притча о безрассудном богаче. Господь говорит, что у одного человека был настолько большой урожай, что он понял, что все его склады, житницы не вместят всего собранного. И этот человек, долго размышляя, пришел к выводу, что надо снести старое и построить новое, чтобы все влезло. И далее он говорит — душа ешь, пей, веселись, на многие годы у тебя заготовлено.
Но одно дело это суд человеческий и решения человеческие, и совсем другое это суд Божий. Господь в эту же ночь является этому человеку и говорит — в эту же ночь твою душу, твою жизнь от тебя заберут. Кому останется то, что ты заготовил? И Господь резюмирует эту притчу словами, что так происходит с тем, кто в себя, а не в Бога, богатеет.
Это притча о тех людях, которые с особым тщанием, с особой заботой устраивают свое земное благополучие. Что здесь плохого? Плохое здесь в том, что человек не видит горизонтов, не мыслит наперёд, он размышляет сегодняшним днём.
А христианский взгляд, это взгляд на перспективу, потому что если в перспективе жизнь вечная, тогда человеку необходимо навести порядок в своих делах, чтобы ни в коем случае не оказалось так, чтобы главные дела остались на потом, а какие-то мелкие, неважные и малозначащие оказались в самом начале списка. Поэтому каждый человек должен мыслить о своей земной жизни, как о небольшом периоде своего бытия на этой земле. Потому что сколько бы жизнь ни длилась, но протекает она очень быстро. Жизнь идет медленно только когда ты ребенок. А когда человек уже взрослый, то дни, недели, месяцы, годы пролетают незаметно. И поэтому человеку нужно успевать совершать те дела, которые приготовят его к вечности. И чтобы человек не мучился в поисках тех дел, которые действительно нужны, Господь ему дает очень простой способ уже здесь в земной жизни приготовится к жизни вечной. Это дела милосердия, потому что в этой притче напрямую не сказано, делай это, поступай вот так вот, а дальше будет то, пятое, десятое.
Нет. Евангелие это для умных людей, для людей мудрых, для людей верующих. Евангелие создавалось не для атеистов. Евангелие создавалось учениками Христа, для других учеников Христа, для тех, кто хотел уверовать. И поэтому до сих пор атеисты над Евангелием размышляют, думают, оценивают, делают выводы. А христиане из этого Евангелия должны питаться соками божественной премудрости.
И вот поэтому, если в этой притче не прописано по пунктам, что нужно делать христианину, но этот намек, это Божие указание мы все с вами расслышали. Потому что Господь говорит, кому останется то, что ты заготовил. Жизнь ради себя — это жизнь, которая просто потеряна, она уничтожена.
Жизнь ради других — это жизнь настоящая. И, конечно же, Господь желает человеку прежде всего удостоиться вечной жизни, рая, Царства Небесного. Когда Господь создал человека, он его поместил в раю, то есть сразу ему дал максимум.
И вот поэтому Господь воплотился, сошел на землю, чтобы этот рай человеку вернуть, и Он его вернул, но и человек должен потрудиться для рая. Если просто в двух словах сказать, что христианину нужно в первую очередь в этой земной жизни, то это конечно дела милосердия. Потому что, разумеется, важна молитва, разумеется, важно богослужение, важен пост, важна духовная жизнь, борьба со страстями, участие в таинствах церковных и многое-многое-многое другое. Но среди всего этого критерием успешности нашей с вами земной жизни будет именно наше с вами милосердие. Например, если у автомобиля и мотор будет, и все детали, но не будет бензина, то он будет стоять. Весь такой красивый, но пользы от него мало. Поэтому дела милосердия — это та подпитка наша, которая не дает нашему христианству работать вхолостую. То, что наполняет нашу жизнь смыслом. Дела милосердия — это лучшее средство для борьбы с унынием.
Человек, допустим, пребывает в унынии — произошло горе в его жизни, какие-то потрясения коснулись его, или, может быть, его кто-то сильно обидел или расстроил, как из этого безнадежного состояния человеку выйти? Через дела милосердия. Потому что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Таким образом человеку можно загладить свои земные грехи, которые мы совершали с вами до нашего обращения к вере. А может быть мы с вами к вере пришли, а потом отступили от Бога и такого натворили, что потом вернулись, а все равно за прожитое стыдно. Как вот с этим совсем расквитаться, распрощаться? Да, вы сказали об этом на исповеди. Да, мы больше так не делаем. И что, это все что ли? Дела милосердия отмоют нашу душу с вами от прежних грехов. Так говорит святитель Иоанн Златоуст. Единственный способ преклонить милость Божию в себе это покаяние и дела милосердия. Поэтому дела милосердия привели многих грешников к исправлению. Дела милосердия это самый лучший способ человека укрепиться в вере, просто ее проверить на себе.
Настолько их много, различных вариантов, бесчисленное множество, что человеку не составит труда набросать себе на листочки минимум десяток того, что он сейчас уже может сделать для других. Начиная со своей семьи, начиная со своих близких, знакомых и заканчивая уже абсолютно чужими, но не чуждыми нам людьми.
От недостатка милосердия христианство выгорает, оно просто сходит на нет, соль теряет свою силу. Если мы с вами посмотрим, какая была жизнь, например, в Ветхом Завете и сравним ее с нынешней, то мы увидим с вами огромнейшую разницу. Почему? Христианство сделало мир милосердным. Поэтому и христианин должен позаботиться прежде всего не о себе, не о своем комфорте, достатке и благополучии, хотя это не запрещено. Но самое главное, это поделиться. Поделиться, помыслить стратегически, помыслить на перспективу, помыслить не о своих интересах, а о интересах другого человека, потому что расточая какую-то часть своего имущества, своего достатка, человек тем самым не теряет, а приобретает.
Иоанн Златоуст говорит, что твое, это то, что ты отдал другим. То, что оставил себе, это не твое. Почему? Потому что это уничтожится, от него ничего не останется. Ни эффекта, ни памяти, ни результата. А от того, что ты сделал, останется глубокий след во всей человеческой истории. Поэтому в современном мире, где так много различных благ, много различных увеселений, возможностей, христианину необходимо не забывать про то, что нужно отдавать, делиться.
Этому нужно учить еще начиная с детства. Это навык, который во взрослом возрасте не формируется. Если ребёнка не научили делиться, то вряд ли он взрослым будет так делать. Мы с вами часто делаем большую ошибку, что ребёнка лет до семи, до десяти, до двенадцати балуют. Он живёт себе и живёт. А когда он становится повзрослее, его начинают воспитывать. Это уже подросток, а его начинают воспитывать.
Да поздно уже, все, если в течение семи лет не заложили, все, поезд ушел. Человек до семи лет формируется. Это кто говорит, богословы? Нет, ученые, педагоги говорят. До 7 лет если не вложили в человека, то потом уже вложить будет почти невозможно. Если мы с вами посчитаем, сколько людей стоит в храме, которые крестились в детстве, и сравним их с теми, кто крестился во взрослом возрасте, окажется, что соотношение 10 к 1, а то и 20 к 1, а то и 30 к 1. Эта тенденция сохраняется, то есть у нас взрослые не крестятся. Взрослых крещений в нашем храме происходит 10 в году. А детских 100.
И вот поэтому, если что-то не заложено, если родители ребенка не крестили, то шансов, что он крестится потом, когда будет взрослый, один из десяти. Вот и все. Шансов, можно сказать, почти нет. Поэтому, конечно же, в детстве, пока ребенок еще пребывает в таком юном возрасте, податливом к воспитанию, необходимо его учить делиться, учить отдавать, учить дарить. Если, допустим, у мамы с папой день рождения или день матери, пусть ребенок нарисует открыточку, какую-нибудь поделку сделает. У нас школа сейчас делает то, что должны делать родители. Учителя берут на себя функции родителей. Для родителей, для мам и пап это большой позор. Это большое несчастье, потому что за них делают их же работу другие люди. А им что остается?
Поэтому, конечно, нам нужно позаботиться о том, чтобы в детстве дети думали не о том, чтобы отдохнуть, чтобы лениться, развлекаться и так далее, а чтобы они приучались к обязанностям, чтобы они приучались, заботиться о других, заботиться о родителях, заботиться о ближних, о животных. Потому что иногда есть дома и кошечки, и собачки, а выгуливают их родители, убирают за ними родители, кормят их родители. А ребенок с ним только играет. В этом смысл есть? Нет, конечно.
Поэтому мы будем с вами, братья и сестры, заботиться о том, чтобы в нас желание отдавать не оскудело, чтобы наша душа была отзывчива к делам милосердия. Проверка на милосердие это горе другого человека. Другому человеку плохо, а что в этот момент происходит в твоей душе? Ты думаешь, что хорошо, что это не с тобой случилось? Или ты думаешь, что так ему и надо? Или тебе все равно? Или ты готов за него хотя бы помолиться? Готов, может быть, просто человека выслушать? Или просто издалека ему посочувствовать? От этого есть результат? Конечно, есть. Душа, она откликается на дела милосердия. То есть она показывает, что она живая, в ней не просто жизнь теплится, в ней горит огонек, огонек любви к ближнему. Если есть любовь к ближнему, то, скорее всего, есть зачатки и любви к Богу. Если нет любви к ближнему — любви к Богу никогда не будет вообще. Поэтому мы будем с вами, братья и сестры, из Евангелия, как мудрые дети, учиться Божественным истинам.
И поэтому не столько думать о том, как мы проведем с вами эту земную жизнь в комфорте, достатке, покое и так далее, или мы сами успеем что-то сделать доброе, что нам поможет оправдаться перед Богом. Если бы нам сказали, как Господь смотрит на дела милосердия, мы бы с Вами удивились. Мы-то думали у Него молитва есть или правила. Это все необходимо, это все обязательно нужно. Но дела милосердия, они идут вперед. Пройдет немножко времени и мы с вами Великим постом услышим притчу о страшном суде, и Господь конкретно скажет, накормили, напоили, одели, посетили, навестили.
Это что, это дела милосердия? И Господь по ним будет судить о результативности нашего с вами христианства. Это плоды христианства. Христианство — это не взгляды на жизнь. Христианство — это не система мыслей. Христианство, это дела милосердия. Пусть Всемилостивый Господь поможет нам с вами в этой жизни всегда думать о ближних, о других, чтобы и нам за эти дела милосердия сподобиться Царства Небесного со всеми святыми. Аминь.
Просмотры (0)
