Проповедь настоятеля храма иерея Кирилла Краева в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры,  слышали Евангельское чтение о богатом юноше, который был человеком неплохим, честным, порядочным. Многие заповеди он соблюдал с самой своей ранней юности. Но Господь видел, что несовершенство его души состояло в том, что у него было большое богатство и он не мог и не хотел с ним расстаться.

Господь призывает человека к совершенству такими словами: «Будьте совершенны, как Отец Ваш Небесный совершен есть». И это означает, что христианин не может остановиться на каком-то этапе своей духовной жизни. Это означает, что если человек достиг какого-то, скажем так, уровня, к чему-то уже себя приучил, то он непременно должен идти дальше. Если мы посмотрим с вами на Святых угодников Божьих, то они тоже никогда не останавливались и при этом святыми себя не считали. Для нас святость это какое-то такое понятие, которое равно самому себе. Человек стал святым – все, он какого-то предела достиг. Но, на самом деле, святость это очень растяжимое понятие, потому что святость, которую имеет Господь, это одна святость, а святость, которую имеют святые угодники Божьи, это другая святость. И святые угодники, как говорит апостол Павел в своем послании, что как звезда от звезды отличается по своей славе, так и святые угодники Божии так же. Поэтому некоторые святые угодники сочетали в себе не одно, а несколько служений. И вот поэтому несовершенство чревато для человека потерей святости.

И вот беда этого юноши, который обратился ко Христу, желая наследовать жизнь вечную, была именно в том, что он остановился в своем развитии и не захотел идти дальше. И поэтому Христос не возлагает на него каких-то неудобоносимых бремен, или какой-то груз, который человек бы не смог вынести. Господь  знает сердце человеческое, Он знает наши с вами возможности. И поэтому, когда Господь что-то от нас просит или требует, Господь точно знает, что возможности к этому у нас есть, иначе Он бы не требовал. И еще Господь знает, что даже если у человека нет таких возможностей, то все возможно Богу.

И поэтому, когда ученики услышали от Христа такие слова, что как трудно богатому войти в Царство Небесное, они сказали, а кто вообще тогда может спастись? И Христос отвечает, что невозможное человекам возможно Богу. Поэтому Господь не только знает человеческие возможности, Он еще и знает свои возможности. Он знает, что может помочь человеку в его немощи. Вот поэтому путь христианина это всегда путь на пределе своих возможностей, на пределе своих стараний.

Чуть-чуть поднапрячься и стяжать царство небесное невозможно. Большой ошибкой современных православных христиан  является то, что они для себя выбирают какой-то минимум, а дальше всё. Несколько раз в году сходили в храм — достаточно. Нет. То есть человек, который останавливается на своем духовном развитии, это подобно поезду, который уже приехал и дальше ехать не собирается. Поэтому Христос говорит в Евангелии, что я есть путь истины и жизнь. А если Христос это путь, это означает, что он должен продолжаться дальше до самого конца.

Если христианин поймет, что он уже ко Христу пришел – все. На этом все закончится. Он Христа потеряет, потому что Христос это путь. Не двигаешься — Христос уже от тебя отдалился, а точнее ты отдалился от Христа. Поэтому церковь, она бесконечно человека поддерживает, его начинания. Церковь не дает человеку расслабиться, потому что все наши с вами духовные старания, они непременно закончатся успехом лишь в том случае, если мы с вами не будем останавливаться.

И поэтому, как Господь смотрит на человека, посмотрел на этого юношу, увидел в чем его несовершенство, попытался его исправить, намекнул ему напрямую и сказал, чего ему еще не хватает. Он ожидал, что юноша последует его словам или, хотя бы, как когда-то некто из мужей, ощущая свою немощь,  сказал: «Господи, верую, помоги моему неверию».

Вот поэтому, может быть, этот юноша, ощущая, что  с богатством  он расстаться не сможет,  сказал бы- Господи, помоги мне, я не смогу это все сделать. Поэтому беда богатого юноша состояла в том, что он не пошел дальше. Каждый христианин, однажды приходя к вере, приходя к Богу постоянно находится перед выбором.

Либо человек успокаивает себя, не считая, что все уже достигнуто, либо человек чувствует, что чего-то все равно не хватает. И поэтому, даже обретая Бога, христианину необходимо стремиться к дальнейшей ступени. Поэтому, современному человеку нельзя успокаиваться на каких-то своих  результатах.

Конечно, Христос, говоря о богатстве  вскрыл тем самым очень важную проблему, которая, несмотря на то, что все это было почти две тысячи лет назад,  никуда не ушла. Потому что именно тяга к богатству в человеке уничтожает все доброе. Святые отцы напрямую говорят, что корень всех зол — это сребролюбие. Корень всех зол — сребролюбие. Почему? Неужели других зол мало? Неужели нет каких-то других источников зла? А дело в том, что сребролюбие, присоединяясь к любому из человеческих качеств,  его сразу же аннулирует и делает греховным.

Если человек трудолюбивый потому, что он любит деньги, то добродетель уничтожается. Если человек добрый, но он ждет, когда ему чем-то воздадут, если он поступает по-доброму и ждет какой-то выгоды, какого-то добра от другого человека, то уничтожается его доброта. И так абсолютно во всем.

Поэтому везде, куда примешивается сребролюбие, оно, подобно ржавчине,  разъедает наши с вами добродетели. И нынешний век, настолько  в этом сребролюбии тонет, потонул уже, что  молодёжь думает не о том, как  создать семью, брак, как  детей побольше родить. Они думают о том, как бы не потерять какого-то определенного уровня жизни, как бы не потерять удовольствий. Чтобы в отпуск можно было съездить куда-нибудь за границу. Чтобы машина была из салона, а не с рук купленная. И так далее.

Поэтому сребролюбие подтачивает современную цивилизацию, разлагает все доброе в ней. Сребролюбие  толкает человека на взятки, толкает человека на какой-то обман, на преступление, на многое-многое другое.

Когда между  молодыми людьми  до брака что-то случилось, и вдруг оказалось, что молодая женщина беременная, то самый первый аргумент, который возникает в голове — а как прокормим? И прокормим ли вообще? То же самое возникает в голове у людей, когда уже детей несколько. Поэтому сребролюбие это опаснейший враг любого человека и особенно христианина.

Посмотрим с вами на апостола Иуду, ну что в нем плохого было? Господь его уже призвал, он уже стал апостолом, он стоял на пороге Царства Небесного. Но из-за сребролюбия своего он не справился с  поручением.  Господь что ему поручил? Дал ему носить с собой ковчег с деньгами. Христу жертвовали, как вот мы с вами приходим в храм, что-то жертвуем. Христу также давали денежки  на расходы какие-то, в благодарность, заботились о нем, как могли. Господь это смиренно принимал, хотя ему это все было не нужно, Он мог без этого обойтись. Но вот Иуда без этого обойтись не мог. Его настолько подтачивало сребролюбие, что потихонечку из этой сокровищницы подворовывал. Начал со сребролюбия, а закончил предательством.

Когда мы с вами смотрим на картину страшного суда, а это не икона, это картина, в которой тем не менее тоже заключается духовный смысл, мы сами видим, что Иуда сидит у дьявола, на коленях. Его выкормыш. Все, ближе к дьяволу никого нет, чем Иуда. Откуда все? Сребролюбие. С него все начинается.

Поэтому, как нам с этим грехом бороться, то есть как нам эту страсть победить? Самое эффективное — это дела милосердия. Вот и все. Потому что любить это отдавать. Любишь Бога,  любишь ближнего — нужно чем-то делиться, чем-то жертвовать. И вот это подорвет сребролюбие.

Также Господь говорит, что милости хочу, а не жертвы. Не «смотрите, сколько я всего отдал». Нет. От сердца. Поэтому  милосердие  разрушает сребролюбие. А еще сребролюбие разрушает, когда человек готов бескорыстно что-то сделать ради другого. То есть какая-то бескорыстная помощь, когда человек не требует взамен, вот это тоже очень сильно ударяет по сребролюбию и  его разрушает мигом.

Конечно же,  этим истинам христианин должен учить своих детей с самых малых лет. Важно научить детей бережливости, чтобы они не были расточительными, потому что расточительность это сребролюбие и скупость это тоже сребролюбие.

У него два полюса. Когда копишь себе это сребролюбие, когда ты все тратишь на себя, это тоже сребролюбие. Поэтому ребенка нужно научить бережливости, но и к тому же необходимо научить, чтобы он не считал, что деньги это самое-самое главное. Поэтому будем с вами, братья и сестры в дни Рождественского поста заботиться не только о том, как бы  нам сохранить пост физически, потому что у нас в основном на этом курс концентрирован. Ум погружен в эту житейскую суету, думает о еде постной. А на самом деле, конечно, пост  всегда соединен должен быть и с подвигами духовными. И вот таким духовным подвигом в пост может стать любое милосердное дело, любая милостыня, любое пожертвование, любая бескорыстно оказанная человеком помощь другому.

Богатый юноша был хорошим человеком, но  остановился на достигнутом и  лишился Царства Небесного.  Бывает,  что человек  что-то пожертвовал,  какую-то помощь оказал, но, если он в этот момент себя похвалил, то все, он свой труд уничтожил. Свою милостыню он  уже потерял. А если человек подумал, что, в следующий раз надо бы побольше сделать, если получится. Или  если думает, что ничего особенного не сделал, то есть  человек после доброго дела смиряется, то он это дело свое сохраняет. Поэтому будем с вами, братья и сестры, из Евангелия черпать Божественную мудрость для того, чтобы нам с вами жизнь потратить на спасение своей души.

Будем с вами в пост, не унывая, нести не только подвиги телесные по нашим силам, но и подвиги духовные. Будем с вами бороться со сребролюбием. Как вот ребеночка маленького научить, чтобы не было сребролюбия у него? Его чем-то угостили — пусть поделится. Пусть просто поделится и всё. Это его? Его. Но поделиться он может? Может. Всё. Это сразу же наносит удар  по страсти  сребролюбия.  У нас сейчас утрачена почти эта традиция, а раньше как было — у ребёнка, например, день рождения и ему дают мешочек с конфетами, чтобы он всем  в классе раздал. Почему? Это же его день рождения, и ему, по идее, все должны  дарить. Духовная мудрость в том, что если человеку не жалко для других конфет, потом ему не будет жалко для других ничего. Поэтому будем с вами детей не баловать, а готовить их к взрослой христианской жизни.

Пусть Всемилостивый Господь, молитвами ныне празднуемых святых поможет нам с вами в этой жизни стяжать мудрость духовную, побороть сребролюбие, чтобы сподобиться Царства Небесного со всеми святыми.

Аминь.

Просмотры (1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *