Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В песнопении святителю Николаю Чудотворцу, которое всем нам известно, православная церковь именует его правилом веры и образом кротости. Это говорит нам о том, что этого Святителя Церковь считает эталоном веры. Правило веры — это образец, эталон.
И еще Святителя Николая Церковь именует образом кротости. То есть тот человек, который так любим Церковью, так отмечен Христом, он оказывается кроткий. И вот поэтому то, как сочетать в себе и веру и кротость дает нам с вами возможность узнать житие Святителя Николая.
Сложно поверить, но когда-то в третьем веке от Рождества Христова, в четвертом веке, когда он жил в местности, которая сейчас находится на территории Турции, он просто был епископом в одном из городов, а сейчас у нас епископы это явление довольно редкое. Если у нас на всю православную церковь примерно 35 тысяч священнослужителей, из них епископов меньше 500. А в то далёкое время епископов было больше, т.е. каждый город, даже каждый какой-то более-менее крупное селение имели своего архипастыря. А еще раньше почти что каждая община церковная имела своего епископа. Очень сложно себе представить, что Святитель Николай, будучи епископом города Мир Ликийские основную часть своей жизни проводил не только в богослужении, не только в молитве, в посте, бдении, в подвигах, но и в непрестанном доброделании. Заботился о том, как бы угодить Богу и людям. Помочь им, поддержать. Поэтому Святителя Николая очень почитают верующие, православные христиане. А некоторые даже считают, что это русский святой, не зная его жития и обстоятельств его подвигов.
Его считают покровителем моряки, потому что он помогал тем, кто находился в водном путешествии. Его почитают все путешественники, потому что он является помощником, находящимся просто в пути.
И нет такой категории людей, которые бы не почитали его своим небесным покровителем. Имя Святителя Николая стало одним из распространенных на русской земле, потому что настолько русским людям этот святой полюбился, настолько они увидели в нем родную душу, что он заслужил особую любовь и уважение именно на нашей русской земле.
Если мы с вами посмотрим, то практически в каждом городе есть храм Святителя Николая, а в больших городах их даже несколько. И вот за что Святителя Николая церковь так возвеличивает, считая его образцом, эталоном веры. Потому что вера православная, она и в тех знаниях, которые мы услышали, получили, прочитали. Вера православная, она не в том, что мы во что-то верим или в кого-то. Вера не в этом. Вера становится таковой, когда человек осуществляет её в своих поступках. Вот это вера. А если человек что-то знает, что-то прочитал, то это верой не считается.
То есть вера это не просто убеждённость в чём-то, вера это воплощение этих принципов в жизнь. Поэтому Святитель Николай с милосердием относился к людям, и даже к тем, кто находился в узах. Тех, кого обычно не жалко, о ком обычно не думают.
Святителю Николаю было дело до каждого человека, христианина или не христианина. Житие Святителя Николая нам показывает образец веры именно в жизни, посвященной Христу. Чтобы православные христиане не подумали, что православие это такое большое собрание всевозможных традиций, обычаев, практик каких-то духовных.
Нет, вера это жизнь христианская. Поэтому каждый святой для нас является проводником в мир веры, именно потому, что он здесь, на земле, находясь в таких же скорбных, тяжких, непростых обстоятельствах, жил не так, как все, не так, как удобно, не так, как хочется, а так, как угодно Богу.
Поэтому Святителя Николая называют Николай Угодник, он хотел своей жизнью угодить Богу, чтобы жизнь его Богу понравилась. Если современный православный христианин будет с этой точки зрения подходить к своей жизни, то тогда действительно правило веры, эталон веры, он сработает.
Но если христианин вдруг подумает, что вера — это еще одна возможность получить что-нибудь себе, то горе такому человеку, потому что он ничему у святых не научился. Если какой-то человек думает, что православие, это когда Николай Чудотворец ему вот в этом поможет, а Божия Матерь вот в этом, а Святая Матрона в том. Вот никто не знает, в чем помогает Андрей Боголюбский. Поэтому, когда совершается акафист Андрею Боголюбскому в воскресенье вечером, а это древнейшая традиция нашего прихода, с этого все начиналось, с молитвы Андрею Боголюбскому, люди как-то его не особенно почитают. Но его почитаем мы, потому что мы с вами понимаем, что вера это не только когда ты что-то хочешь получить от Бога, а вера это то, что ты хочешь Богу отдать. Вот это и есть настоящая вера. Поэтому церковь постепенно человека к этому ко всему приучает, человека формирует, помогает ему преображаться, потому что обычная жизнь человека, вот такая вот средняя, это жизнь ради себя.
Но церковь нам показывает, что это тупиковый путь. Это ведет к нулю, к небытию. Поэтому церковь провозглашает другие принципы, другие правила жизни.
И если весь мир равняется на тех, кто больше всего известен, мир равняется на тех, кто богат, на тех, кто, имея какие-то способности, в жизни каких-то вершин достиг, весь мир нацелен на сплошной успех и на непрекращающееся удовольствие. Это суть окружающей жизни, но веры здесь вообще нет, она где-то сбоку, на задворках. И когда человек, идя этим путём успешности и благополучия и удовольствия, заходит в тупик, оказывается в беде, он внезапно понимает, что оказывается жизнь надо по-другому воспринимать.
Тогда для человека обращение к Святому Николаю Чудотворцу, или к любому Божию угоднику, к самому Христу, к Божьей Матери, является точкой, с которой он начнет движение абсолютно в другую сторону.
И поймёт, что до этого двигался не туда. Мы с вами сегодня не зря поминали о здравии заключённых, потому что эти люди в один прекрасный момент осознали, а может быть ещё не осознали, но осознают то, что мир и земная жизнь, она не в славе, не в удовольствиях, не в развлечениях, не просто в каких-то успехах, а она в том, чтобы угодить Богу, и вот в этом найти себя и свой жизненный путь.
Поэтому человек, который захочет свою жизнь сделать угодной Богу и полезной для ближних, такой человек никогда не останется в жизненном тупике. У него никогда не будет вопроса, куда дальше идти. Поэтому Церковь хочет современного человека, обычного, светского просто переориентировать. Потому что иногда нам с вами кажется, что всех грешников надо просто под корень уничтожить, а оставить только праведных.
Но Господь Он иначе смотрит, потому что мы не даром с вами называем Его вместе с Церковью Отцом Нашим Небесным. Мы все дети для Него. Поэтому Господь идёт долгим путём. Не просто увидел, что с человеком ничего не сделать, и всё, значит, избавляемся от него. Нет.
Господь пытается человека изменить, Господь пытается человека переквасить, то есть из человека сделать христианина. Из обычного человека сделать его верующим, из эгоиста — человека, который будет думать о том, как бы угодить Богу и принести пользу ближним. Из человека, который имеет какие-то нечистые поступки, нечистые мысли, он превращается в целомудренного. Если мы с вами посмотрим, то среди святых угодников Божьих есть те, кто поменял свою жизнь радикально. Это означает, что это можем сделать и мы с вами в XXI веке, здесь и сейчас. Поэтому будем с вами, братья и сестры, у святых угодников Божьих не просто просить помощи, а ещё и искать у них именно поддержки в том, чтобы жить по-христиански.
Потому что если святые помогут нам во всех наших земных нуждах, но мы сами даже не подумаем о том, что это как-то должно быть связано с Царством Небесным, то земная жизнь просто пройдёт, от неё ничего не останется, и жизни Небесной тоже не будет.
Святитель Иоанн Златоуст и вместе с ним многие другие святые говорят простую истину, что нет ничего угоднее Богу, чем полезная для людей жизнь. Не себе, а другим. Поэтому будем с вами, братья и сестры, по примеру Святителя Николая, пытаться быть милосердными, пытаться принести пользу другим, даже если это непросто, даже если это нам кажется невозможным. Даже если нам кажется, что нас за это осудят, посмеются, сочтут наши поступки за слабость. Просто не поймут и отвернутся от нас. Вот это будет по-христиански, когда мы с вами идем за Христом, невзирая на окружающий мир.
Пусть Святитель Николай Угодник будет для нас с вами не просто заступником, не просто молитвенником и ходатаем, но и правилом веры и образом кротости, учителем воздержания. В Рождественский пост мы с вами чтим учителя воздержания. Есть человек, который может сам что-то сделать, а есть человек, который может этому других научить.
Вот, например, не каждый спортсмен сможет стать тренером, не каждый отличник сможет стать учителем, не каждый водитель сможет стать инструктором. Святитель Николай является воздержания учителем. Он не просто воздерживался, он научил всю Вселенную, как нужно правильно и от чего воздерживаться. Поэтому пусть он для нас будет примером, образцом, эталоном, чтобы мы с вами могли от него как от свечи зажечься, как от свечи получить свет и тепло, чтобы сподобиться Царства Небесного, согревая этот мир со всеми святыми. Аминь
Просмотры (0)
