Дорогие братья и сестры, сегодня мы с Вами слышали евангельскую историю об исцелении 10 прокаженных. Проказа – страшная болезнь, от которой ранее не было лечения. Зараженных ею изолировали от общества, изгоняли за пределы селения. Прокаженные были обречены на долгую и мучительную смерть. Им было запрещено общаться со здоровыми людьми. В древности иудеи должны были предупреждать о своей проказе, выкрикивая «нечистый, нечистый». В средние века в Европе для информирования о своей болезни употреблялись специальные трещотки. Иногда эти люди собирались группами, чтобы найти хоть какую-то поддержку рядом с такими же собратьями по несчастью. К тому же вместе было проще выжить.
Встретившись с Иисусом Христом, эти страдальцы просят о помиловании и Он исцеляет их, но необычным образом. Он просто повелевает им идти и показаться священникам, давая понять, что они сейчас исцелятся, что уже начался сам процесс исцеления и что они, как только дойдут до священников, окажутся совершенно здоровыми. В Евангелии мы видим, что чудо всегда наступает вслед за верой, а не наоборот. Сначала прокаженные пошли, потому что поверили Господу и лишь по дороге они убедились, что болезнь ушла. Тогда один из них возвращается со словами благодарности. Евангелие подчеркивает, что это был самарянин. Из Библии мы знаем, что между самарянами и иудеями была давняя вражда, причем неправы были обе стороны.
Самаряне – это иудеи, смешавшиеся с другими народами, наполовину язычники, нарушившие верность Единому Истинному Богу. В каком-то смысле самаряне – это образ современного человека, который может быть и крещен в Православии, но его ум наполнен различными суевериями, он может признавать и Православие, и что-то еще. Часто люди и Рождество Христово встречают, и год какого-нибудь животного – свиньи, дракона или лошади. Современные православные христиане готовы и за Крещенской водой сходить в храм, и Хэллоуин отпраздновать, и куличи с яблоками освятить, и в гороскоп заглянуть. Крещеные могут не носить нательный крест, зато носят какой-то знак зодиака на цепочке или красную нить на запястье – от порчи. Если наступит беда, такой человек может обратиться и к целителям, и к гадалкам, и какие-то языческие обряды исполнить. В домах часто обнаруживаются различные статуэтки – жабы, домовые, зарубежные сувениры от сглаза. Бытовое язычество наравне с оккультизмом буквально захватили общество. Беда еще в том, что человек может быть и ни в каких языческих обрядах не участвует, но внутренне их одобряет или им сочувствует.
Но Бог одинаково относится к любому человеку, даже к неверующему. Пожалел Христос и этого самарянина, исцелив его наравне со всеми. И к удивлению Христа, только он один и вернулся поблагодарить Спасителя за исцеление. Он ничем более не мог воздать за эту Божию милость, как только своей искренней и сердечной благодарностью. Как Господь на это реагирует? Он восклицает, задает риторический вопрос: «как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк. 17, 17-18) Парадоксально, но хотя религиозное чувство у самарянина было искажено, но зато с совестью все было в порядке. Спаситель упрекает исцелившихся за их неблагодарность.
Часто в жизни человек не замечает хорошего, но не потому что все вокруг плохо и не потому, что невнимательно смотрит, а по причине того, что в его душе гнездится неблагодарность. Что бы человек ни получил, что бы он ни имел, все равно найдет повод быть недовольным, всегда найдется место для «но». Опасны и язычество, и оккультизм, но еще опаснее неблагодарность. Она проявляется в недовольстве окружающей жизнью, уровнем благосостояния, в нетерпеливости, излишней мечтательности, в бесконечной погоне за своей волей, придирках, в злых комментариях и т.д.
Современные дети часто не умеют говорить «спасибо», но не потому что они плохие, и не потому, что их этому не научили родители. Просто родители часто сами не умеют ценить, не умеют благодарить. Святитель Тихон Задонский отмечает: «Неблагодарность – великое зло, безумие и слепота, и всякому человеку это мерзко. В этом пороке пребывают дети, которые родителей своих не почитают; люди, которые пастыря своего поносят и злословят; ученики, которые учителям своим досаждают; подвластные, которые властям, об общей пользе пекущимся, достойной чести и любви не оказывают; нищие, которые подающих им милостыню не любят и не помнят их благодеяния, и прочие».
Чем опасна неблагодарность? Она вредит прежде всего самому человеку, а потом подобно проказе заражает и окружающих, растекаясь по всему миру и повреждая души людей. Святитель Василий Великий говорит, что богатство неблагодарного становится ему погибелью, а здоровье неблагодарного – сетью для греха». Преподобный Ефрем Сирин учит, что неблагодарность в радости рождает уныние». Святитель Иоанн Златоуст предупреждает: «благодарность за всё умножает дары, а неблагодарность лишает и того, что есть». Следствие неблагодарности – другие грехи, раздражительность, равнодушие, холодность и многие другие. «Неблагодарная душа по слову преподобного Макария Великого, становится пустыней, где водятся змеи, в то время как благодарная душа – это сад, в котором цветут добродетели».
Одна из первых молитв за богослужением – это простые слова: «слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Давайте зададим себе вопрос – как бороться с неблагодарностью? Конечно, в первую очередь, каяться на исповеди. Если у нас спросят как наши дела, то искренне будем отвечать «отлично, прекрасно, замечательно» или хотя бы «все хорошо». Будем чаще благодарить людей, искренне, особенно своих ближних, членов семьи, коллег, начальство. В успехах не станем хвалиться или приписывать их себе, своим талантам.
Будем стараться быть приятными людьми, иметь лучезарное выражение лица, подбадривать другого человека, чтобы он с радостью хотел встретиться с нами, чтобы не утомлялся при мысли о нас. И эта наша радость будет передаваться другим. Так же и в семье – расположение родителей передается детям. Когда они угрюмые, неприятные и беспокойные, то и дети становятся похожи на них. В бедах и напастях следует быть терпеливее, а в общении с другими быть милосерднее. Необходимо ценить то, что имеем, благодарить Бога в молитвах – не устами только, но и сердцем. И конечно причащаться, ведь самое главное Таинство Церкви называется «Евхаристией» — благодарением.
Пусть Всемилостивый Господь поможет нам с Вами всегда хранить благодарность в душе, чтобы услышать благословенные слова Христа, однажды сказанные Им исцелившемуся от проказы: «встань, иди, вера твоя спасла тебя» (Лк.17, 19).
Аминь.
Просмотры (0)
